Как оформить земельный участок в собственность
Если земельный участок был предоставлен Вам до 25 октября 2001 года для ведения дачного хозяйства, садоводства или огородничества, у вас есть один из следующих документов:
- Свидетельство о праве;
- Решение органа местного самоуправления о предоставлении участка;
- Иной документ, удостоверяющий Ваше право на земельный участок.
В любом из этих документов должен быть указан вид права на землю.
Процедуру приватизации нужно проходить, если в документе указано, что земля предоставлена на праве:
- Пожизненного наследуемого владения
- Постоянного (бессрочного) пользования
- Аренды
Для приватизации Вашего земельного участка следует собрать следующий пакет документов для подачи его в территориальную администрацию:
- Заявление на имя главы администрации о бесплатном приобретении земельного участка в собственность;
- Заключение правления садового общества со схемой расположения вашего участка и с подтверждением принадлежности его Вам;
- Генеральный план участка садового общества;
- Устав, свидетельство о государственной регистрации общества в налоговой инспекции и выписку из ЕГРЮЛ на общество (только если никто из Вашего общества еще не регистрировал свой участок в юстиции).
В срок не более одного месяца администрация обязана вынести распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность и утвердить проект его границ. На практике (без ускорения процедуры) срок может составлять 3 – 4 месяца.
Далее Вам необходимо осуществить межевание и получить кадастровый паспорт на земельный участок. По срокам это занимает в среднем 6 месяцев (без ускорения).
Теперь у вас на руках имеются все документы, необходимые для государственной регистрации Вашего права собственности на земельный участок в учреждении юстиции:
распоряжение территориальной администрации с проектом границ; кадастровый паспорт на земельный участок.
Если земля была предоставлена Вам на праве собственности или на ином праве, не указанном выше, то такая земля считается приватизированной, и вы можете сразу регистрировать свое право на землю в учреждении юстиции.
Вашим следующим шагом будет получение кадастрового паспорта на участок. Если нет неопределенности с границами, то Вы, беспрепятственно получив кадастровый паспорт и оплатив государственную пошлину в размере 100 рублей через любое отделение Сбербанка РФ, сможете зарегистрировать право собственности на земельный участок в учреждении юстиции.
Если же существует неопределенность в местоположении границ вашего земельного участка, то необходимо пройти процедуру межевания, в рамках которой вам нужно будет согласовать местоположение границ своего участка с обладателями соседних участков. Если у Вас не получается договориться с соседями о границах, то дело необходимо разрешать в суде.
Нередко возникает ситуация, когда Вы приобрели земельный участок у бывшего собственника переоформив только лишь членскую книжку. В таком случае есть несколько вариантов развития событий. В случае, если есть возможность найти продавца земельного участка и взять у него доверенность, необходимо, действуя от имени продавца по доверенности приватизировать земельный участок (если это необходимо) и оформить договор купли-продажи земельного участка в учреждении юстиции.
Если человека найти не удается (он умер, уехал и т.п.) – необходимо доказывать факт купли-продажи земельного участка в суде. Поможет Вам в этом членская книжка с информацией о Вашем членстве, копии платежных документов об уплате ежегодных членских взносов, постановления территориальной администрации о закреплении за Вами земельного участка, свидетельские показания и прочая информация.
Совсем другое дело, если у Вас на руках имеется членская книжка, но при этом земельный участок выделялся не конкретным гражданам, а всему обществу в целом. В этом случае, сперва необходимо приватизировать все земли на общество.
Для этого на общем собрании членов общества принимается решение и подается коллективное заявление в территориальную администрацию о предоставлении земельного участка обществу в собственность. К заявлению следует приложить следующие документы:
Государственный акт об отводе земельного участка обществу с планом границ;
Заключение правления общества со схемой границ каждого участка в составе общества и закреплении каждого участка за конкретным гражданином;
Генеральный план территорий общества;
Устав, свидетельство о государственной регистрации общества в налоговой инспекции, выписка из ЕГРЮЛ на общество.
Территориальная администрация в месячный срок обязана вынести распоряжение о предоставлении земельного участка обществу в собственность и утвердить план границ. На основании данного распоряжения и плана границ делается межевание как всего общества, так и каждого индивидуального участка в отдельности. В среднем срок межевания от заказа до получения кадастрового паспорта на земельный участок составляет 6 месяцев.
Далее следует зарегистрировать право собственности общества на земельный участок. Для этого в учреждение юстиции представляется следующий пакет документов:
- Заявление о государственной регистрации права;
- Распоряжение территориальной администрации с утвержденным планом границ;
- Кадастровый паспорт на земельный участок;
- Устав, свидетельство о государственной регистрации общества в налоговой инспекции и выписка из ЕГРЮЛ на общество;
- Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 7500 рублей.
Через 1 месяц учреждение юстиции выдает свидетельство о государственной регистрации права собственности общества на земельный участок. После этого можно приступать к оформлению права на свой участок. Для этого в то же самое учреждение юстиции уже Вы представляете следующие документы:
- Распоряжение территориальной администрации о предоставлении обществу земельного участка в собственность;
- Кадастровый паспорт на свой земельный участок;
- Справка из бухгалтерии общества о полной выплате паевого взноса;
- Квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию права в размере 100 рублей;
- Членская книжка
При этом, если Вы желаете оформить в собственность имеющиеся на Вашем участке постройки (дачный дом, склад, сарай и т.п.), то Вам следует наряду со всеми вышеуказанными документами подать еще и декларацию об объекте недвижимости на своем участке. Декларация составляется по определенной форме и заполняется в двух экземплярах на каждый объект недвижимости.
Через 1 месяц учреждение юстиции выдаст Вам свидетельство о праве собственности на Ваш земельный участок и свидетельство о праве собственности на каждое строение на Вашем участке.
|